Как построить гараж по каркасной технологии?

Любое строительство начинается с решения вопросов выбора технологии и материалов, из которых будет возводиться здание. Одним из критериев выбора, а зачастую и определяющим, становится финансовый вопрос. Вниманию читателя предлагается недорогая технология строительства гаража или иного нежилого помещения по каркасной технологии.

Значительно снизить расходы на строительство можно, если все работы провести самостоятельно – это позволит сэкономить немалые средства на оплате привлеченных рабочих. В статье подробно описано, как построить гараж своими руками без применения дорогого инструмента из относительно недорогих материалов.

В качестве несущей конструкции применяется комбинированный каркас из труб асбестоцементных и бруса деревянного, который снаружи обшивается виниловым сайдингом, а изнутри плитой OSB. Между внешней и внутренней обшивкой вкладывается утеплитель из минеральной ваты. Входные ворота – роллет, крыша двускатная с покрытием из ондулина.

Материалы и инструменты для строительства гаража

Чтобы построить гараж по каркасной технологии размером 6*4м потребуются такие строительные материалы:

  • Столб асбестоцементный диаметром 100мм длиной 4м;
  • Брус деревянный сечением 50?100 мм длиной 4м;
  • Доска обрезная сечением 25?120 мм длиной от 2 до 4м;
  • Доска необрезная толщиной 25мм длиной от 2 до 4м;
  • Цемент марки 500;
  • Щебень мелкой фракции;
  • Песок карьерный просеянный;
  • Кирпич силикатный;
  • Сайдинг виниловый и комплектующие материалы к нему;
  • Парогидробарьер;
  • Утеплитель – вата минеральная типа URSA;
  • Кровельный материал – ондулин.

При работе применялся такой электрический инструмент: машинка шлифовальная угловая, дрель, шуруповерт, пила дисковая и лобзик. В принципе можно обойтись и ручным инструментом, только производительность труда при этом существенно снижается. Измерительные и контрольные приборы и приспособления: уровень строительный гидравлический, рулетка, угольник.

cc51176038e8918d84ba2ad44e118aef

Для замешивания цементного раствора потребуется корыто, ведра и лопаты, но возможно и использование бетономешалки, если таковая имеется в вашем распоряжении. Кстати, если у вас бетономешалки нет, то её всегда можно взять в аренду.

Кроме того, понадобятся молотки, ломы, гвоздодеры и другой строительный инструмент, который присутствует в любой домашней мастерской. В качестве основного крепежного средства были выбраны шпильки с резьбой М8, гайки и шайбы.

Подготовка участка, разметка и земляные работы

Земельный участок размером несколько больший габаритов будущего гаража выравнивается, очищается от растительности и  подготавливается к разметке. Производим привязку гаража к местности относительно дома или других сооружений, например въездных ворот, удобно, если они будут против въезда в гараж.

Вбиваем колышек, который обозначает угол гаража, от него отмеряем 6м и фиксируем вторую точку. От первой метки под углом в 90° отступаем 4м и обозначаем точку, четвертый колышек ставим так, чтобы образовался прямоугольник. Проверить правильность построения можно промером диагоналей, они должны быть равны.

Длинные стороны площадки делим на три части и точки обозначаем колышками, теперь можно приступать к земляным работам. В отмеченных местах выкапываем ямы глубиной около 1м и диаметром около 300мм в них будут установлены опорные столбы для стен и крыши из труб асбестоцементных. Между этими точками прокапываем траншею шириной около 300мм и примерно такой же глубины под легкий фундамент.

Установка  опорных столбов, заливка фундамента и возведение цоколя гаража

Поочередно в ямы устанавливаем трубы, которые должны быть строго вертикальными, здесь понадобиться помощник или нужно будет временно зафиксировать трубы при помощи досок или бруса. Замешиваем цементный раствор и добавляем в него щебень, получившимся бетоном заливаем установленные опорные столбы и фундамент.

Перед заливкой основания нужно отсыпать песчаную подушку толщиной около 100мм и утрамбовать ее, желательно пролить водой. Время высыхания бетона составляет не менее суток, еще около 3-4 суток потребуется на полное отвердевание бетона, после чего можно приступать к дальнейшим  работам по кладке кирпичного цоколя.

Высота цоколя составляет до 600мм, его можно выложить из кирпича силикатного, заполняя промежутки между столбами, либо установить опалубку и отлить из бетона. И тот и другой вариант имеет свои плюсы и минусы и зависит от наличия материала и умений мастера, что будет выполнять работу. Заливка бетоном, требует больших трудозатрат и большого количества материалов.

Возведение несущего каркаса гаража

Для начала выравниваем все опорные столбы в горизонтальной плоскости, для чего в самой высокой точке участка отмечаем высоту стены в 2200-2300мм и посредством гидравлического уровня размечаем все угловые опоры. Остальные столбы выравниваем по шнуру. Теперь можно укладывать горизонтальный брус поверх опор.

К этому брусу с одной стороны подшиваем доску обрезную таким образом, чтобы она оказалась снаружи относительно гаража и выступала вниз, прилегая к трубам. Для фиксации к опоре просверливаем сквозное отверстие диаметром 8.5мм и прикручиваем доску шпилькой с гайками и шайбами. Для снижения расхода крепежа обрезать шпильку нужной длины нужно после надежного крепления доски.

Поверх цоколя между столбами укладываем отрезы бруса, предварительно изолировав их от влаги рубероидом. К горизонтально уложенным брускам в торец прибиваем доску аналогично, как и к верхней опорной балке. Расстояние между  столбами делим пополам и устанавливаем вертикальные опорные балки, которые крепим и к балкам и к доскам.

Задняя стенка гаража имеет только две опоры и расстояние между ними составляет 4м, потому устанавливаем дополнительно еще 3 вертикальных балки с расстоянием в 1м между собой. Передняя стенка формируется верхней горизонтальной балкой и двумя вертикальными, которые вверху прикручиваются к балке, а внизу к стальным уголкам, которые были забетонированы в фундамент.

Получившуюся несущую конструкцию усиливаем установкой диагональных брусьев по углам с внутренней стороны гаража. Для надежности каждая сторона должна получить по два подкоса вдоль всех стен гаража. Это существенно усиливает жесткость всего сооружения и уменьшает раскачивание всего каркаса.

Кровельные работы

На этапе проектирования выбирался вариант, как сделать крышу гаража недорого, но при этом, чтобы внешний вид сооружения был привлекательным. Выбор был остановлен на двускатной крыше с углов в 45°, а над въездными воротами предусматривался козырек для предотвращения затекания воды во время дождя.

Работы по монтажу крыши начинаются с укладки балок через 1м так, чтобы каждая из них приходилась над вертикальной опорой. Это позволяет эффективно перераспределить нагрузку от крыши на цоколь и опорные трубы. Балки крепятся между собой гвоздями, края и должны выступать за габариты гаража для последующей привязки к ним стропил.Как построить гараж по каркасной технологии?

Для удобства работы конструкции крыши собирались на земле в виде связки по форме похожей на заглавную букву А, где роль ножек отведена собственно стропилам, а перемычкой стала бантина. Перекладина горизонтальная расположена как раз посредине высоты готового элемента. Для всех узлов применялось крепление из сочетания шпильки, гаек и шайб большого диаметра.

Такой способ сборки дороже традиционных гвоздей, но позволяет увеличить надежность соединений и избежать раскалывания бруса и досок при забивании гвоздей большого сечения.

Построенная крыша гаража своими руками с такими соединениями простоит значительно дольше, ведь в длительной перспективе они меньше подвержены ослаблению в результате знакопеременных нагрузок, которые неизбежно возникнут при эксплуатации гаража.

Установку стропил на место производим в таком порядке: вначале две крайних, строго проверяем вертикальность и положение над срединой гаража и временно фиксируем по месту при помощи досок и гвоздей. Концы стропил прикручиваем к горизонтальным балкам, что формируют плоскость потолка.

Между крайними стропильными конструкциями по коньку натягиваем шнур и устанавливаем остальные элементы каркаса крыши.  Теперь на наклонных балках делаем настил из досок, поверх которых ложиться пленка – парогидробарьера и кровельный материал. Фронтоны зашиваем пластиком, предварительно установив каркас.

Наружная отделка гаража

О том, чем обшить гараж снаружи, было решено на стадии подготовки строительства. В качестве основного материала был выбран сайдинг виниловый, который хорошо зарекомендовал себя в наших погодных условиях. Под монтаж сайдинга с наружной стороны делаем обрешетку из вертикальных планок. В данном конкретном случае использовалось дерево, учитывая, что вся  силовая конструкция в основном из этого материала.

Технология монтажа этого отделочного материала подробно описана во множестве руководств. Важно при креплении панелей оставлять некоторый люфт, при жесткой фиксации возможна деформация пластика при изменении температурных условий либо даже незначительных деформаций конструкции.

На этом этапе подшиваем пластиком снизу выступающие части крыши, устанавливаем водосточные системы и заранее заказанный роллет. При его монтаже следует быть аккуратным и правильно устанавливать направляющие строго  вертикально, чтобы избежать перекосов и заклинивания.

Внутренние работы

Решение о том, чем и как обшить гараж внутри пришло после изучения свойств и расценок на разные материалы. В результате сравнений остановились на плите OSB, которая отличается прочностью и влагостойкостью. Кроме прочих достоинств она не нуждается, в какой либо дополнительной обработке кроме окрашивания.

На полу была устроена бетонная стяжка, заливка которой осуществлялась на песчаную подушку с установкой обязательных маячных реек для контроля плоскости поверхности. Работы производились поперечными полосами шириной около метра, так чтобы исключить необходимость хождения по уже сделанным участкам.

Время высыхания стяжки бетонной составляет до 6 недель, потому это время пользоваться гаражом нежелательно. Следует избегать сквозняков, которые приводят к ускоренному испарению влаги и растрескиванию готовой поверхности. Также нежелательны прямые солнечные лучи, а периодическое смачивание пола ведет к равномерному отвердеванию бетона.

Сложности с тем как утеплить гараж минеральной ватой на стадии внутренних работ не возникли. Утеплитель вкладывался в проемы образованные вертикальными балками и крепился к каркасу. Таким образом, удалось сформировать устойчивую к оседанию прослойку утеплителя, работы производились со стороны гаража перед окончательной отделкой стен.

Изложенные в статье рекомендации дают четкое представление о том, как правильно построить гараж, рассчитывая исключительно на собственные силы с минимальными затратами на строительные и монтажные работы. Такой гараж станет не только хорошим убежищем для автомобиля, но и украшение загородного участка.